телефон

+7 (495) 263-72-66

e-mail

otkazam.net@gmail.com
115054 Москва,
ул. Дубининская,
д. 27 стр. 7


Forum-logo

При поддержке

fond-banner




Указ Владимира Путина «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» отмечает важной задачей внедрение профилактики отказов от новорожденных.

Одним из ожидаемых результатов, описанных в "Национальном указе", является сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей. Ключевым же принципом Национальной стратегии обозначена реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В своем выступлении В.В.Путин отметил, что «указ в числе приоритетов стратегии определяет обеспечение комфортной, благожелательной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения, защиту прав каждого российского ребенка и равных возможностей для его всестороннего развития и самореализации».

Если говорить о фактах, которые привели к вниманию к проблеме количества отказных детей, то, прежде всего, это цифры: число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 654,4 тыс. человек (2,6% детского населения). Из них 82% стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав – 536, 6 тыс. детей, от каждого 10-го ребенка родители отказались при рождении.

Реализация Национальной стратегии охватывает все сферы охраны и защиты детства и будет осуществлена по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения, доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечение прав интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

В Указе очень серьезное внимание уделено факту большого количества отказов от новорожденных и самой программе профилактики отказов от новорожденных в виде «создания службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка.»

Александра Марова, директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства, президент Ассоциации профилактики отказов от новорожденных, в которую на данный момент входит около 20 регионов РФ, и в которых уже происходит внедрение программы профилактики отказов, отмечает важность признания властью существования этой проблемы на таком уровне и желание ее решать: « Если говорить о проблеме отказов от детей, для целого ряда регионов, которые давно хотят работать с проблемой отказов от детей, но пока не могут приступить к этому в связи с низкой мотивацией со стороны вышестоящих структур или по причине того, что несколько ведомств просто не могут договориться между собой о том, кто же будет координировать данную деятельность, появились новые возможности для эффективной работы. При этом по статистическим данным Ассоциации профилактики отказов от новорожденных и нашего Фонда, в среднем удается решать от 30% до 50% случаев отказов в пользу ребенка. На примере проведенной работы в пяти регионах РФ, являющихся нашими партнерами, в течение 2008-2011 гг. ситуация следующая: из 609 кризисных случая удалось решить 273 в пользу сохранения ребенка в семье.»

Пензенская областная общественная организация «Благовест» только начала внедрять услугу профилактики отказов на территории Пензенской области. Мария Львова-Белова, директор организации, отмечает очень важным и значимым тот факт, что профилактика отказов от новорожденных была включена в национальную стратегию действий в интересах детей. «Это, однозначно, будет способствовать внедрению услуги профилактики отказов в регионах, где эта услуга начинает работать «с нуля». В нашем регионе уже можно отметить положительное отношение и всяческое содействие услуге после подписания «Национального Указа». То, что мы не могли сделать в течение нескольких месяцев, было решено за пару дней.»

Как отмечает Александра Марова, президент Ассоциации организаций, работающих в сфере профилактики социального сиротства, выход Указа позволит закрепить и усилить эффективность работы в регионах, где уже работают службы профилактики отказов, обеспечить более быстрое взаимодействие с органами исполнительной власти, обеспечить более быстрое внедрение служб профилактики отказов от новорожденных в других регионах.

В Указе, в пункте «Семейная политика детствосбережения» одна из основных задач – обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, как приоритет - воспитание ребенка в родной семье. Это отмечено как «обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми»

«Указ очень конкретный – отмечает Александра Марова, директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства, - предполагает конкретные меры и шаги по оптимизации сферы семейной политики и защиты прав детства. Важно, что он предполагает как развитие эффективных услуг, так и их закрепление в законодательном поле. Очень радует, что предполагается единый механизм принятия решений относительно защиты прав каждого ребенка, что это стало возможно закрепить законодательно, что каждый ребенок вправе рассчитывать на профессиональную защиту его прав. Хорошо и то, что в Указе учитывается тот ценный опыт, который был приобретен в России в сфере защиты прав детей за последнее десятилетие. Это выразилось в отмеченной необходимости развивать инфраструктуру профилактических и реабилитационных услуг».

Первоочередные меры, которые будут приняты правительством РФ –это принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики, разработка и утверждение различных стандартов, обеспечивающих минимальное социальное обеспечение семьям, также планируется проведение мониторинга законодательства РФ и другие меры, направленные на оптимизацию полномочий государства в отношении охраны семьи и детства. По словам Александры Маровой, директора Благотворительного фонда профилактики социального сиротства, «необходимость принятия подобных мер назрела давно, так как законодательно органы опеки поставлены в определенные условия, при которых трудно получить высокую эффективность. Так, полномочиями по защите прав ребенка наделены органы опеки и попечительства, при этом распорядителями финансовых ресурсов, которые тратятся на реализацию и защиту прав детей являются органы исполнительной власти разных ведомств. Координационные функции вообще возложены на Комиссию по делам несовершеннолетних, а вот в полях работают уже различные государственные и муниципальные учреждения разных ведомств. C точки зрению менеджмента этой полный хаос и в такой ситуации вести эффективную работу по сохранению ребенка в семье получается не благодаря, а вопреки.»

Особое внимание в Указе отведено роли некоммерческого сектора в сфере защиты детства, его деятельность будет поддержана и предлагается использовать ресурсы НКО в качестве мер для формирования комфортного семейного окружения детей: «повышение доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций».

Теперь очень хотелось бы, чтобы данный Указ не остался бы просто хорошим и качественным документом, а стал бы основой для принятия адекватных, взвешенных и продуманных решений со стороны органов власти различных уровней, что в результате позволило бы сформировать в стране эффективную систему защиты прав детства и самое то главное – достичь показателей в виде сокращения числа детей-сирот и России и улучшения положения семей с детьми».

 
Создание сайта comfysite.ru